АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
671640. с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Укажите название достопримечательности

Барагханский холодный источник.
с. Барагхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Источник расположен в одном из исторических уголков Баргузинской долины, на месте существовавшего в XIX веке Баргузинского дацана.

Холодный источник выходит из-под склона увенчанного священным Субурганом. Аршан с XVIII столетия, считается священным и известен как "желудочный, "сердечный", "глазной" и "зобный". 

Давным-давно охотники подметили на первый взгляд непонятное предпочтение, которое оказывали дикие животные к этому ключу. Вода его оказалась лечебной. Недалеко от источника был построен Баргузинский дацан, который в 30-е годы 20 века был разрушен. Ламы, которые работали при дацане были репрессированы. Впоследствии рядом с источником построили домики. 

Курорт находится в 10 км от села Барагхан, у подножия Бархан-горы.У ее подножия, по преданию, располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. Местные буряты связывают культ горы также с именем знаменитого шамана Солбон Ханши-нойона из хорчин-монголов. 

Древние люди проводили жизнь среди природы и в некоторых местах чувствовали прилив энергии. Подобные места выделялись среди окружающей природы, многолетние наблюдения за ними подтверждали исключительную особенность отдельных мест, где, как считалось, циркулирует жизненная энергия Земли. Воздействие на человека такого "места силы" приписывалось обитающим в нем духам. Эти духи в шаманских культах стали называться эжинами - хозяевами местности. Буддизм, пришедший на смену шаманизму, хозяев мест называл тибетским словом "сабдак". Название горы Барагхан-Уула одинаково упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. 

По мифологии бурят, гора Барагхан-Уула - место пребывания Хажар Сагаан нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати нойонов - небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба. На вершине горы сложено большое обоо, в котором в давние времена местные жители нашли монгольские сабли, щит и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине этой горы знатном баргутском правителе. 

Издавна это место считается священным. Курорт находится на высоте 700 м над уровнем моря, т.е. в субальпийской местности в самой гуще леса. Прозрачность и чистота воздуха исключительно благоприятствуют лечению. Источник полезен для лечения почек, легких, желудочно-кишечного тракта

Аллинские термальные источники.
с. Алла, Курумканский район. Республика Бурятия

К местности Алла от поселка Алла ведет лесная дорога, местами труднопроходимая. Расстояние 11 км от главной автодороги. Местность расположена в узком ущелье реки Алла.
В долине реки Алла, правого притока реки Баргузин насчитывается более 50 выходов горячих источников с температурой от 50 до 77 C, пробивающихся сквозь толщу гравия, гальки и песка. Источники реки Алла расположены в живописнейшем горном ущелье, недалеко от с. Алла, которое находится на расстоянии 54 км от районного центра. Они известны с середины XIX века. Курорт окружают первозданные сосновые леса. 
Ущелье венчают причудливые скалы и белоснежные пики Баргузинского хребта. Аллинские термальные источники показаны для лечения заболеваний органов опорно-двигательного аппарата, нервной системы, болезней кожи, гинекологических заболеваний, гастритов. На источнике имеются ванный дома для отдыхающих.
Вверх по течению реки идет пешеходный туристский маршрут через перевал к озеру Байкал. На притоках реки есть несколько ленточных водопадов, в реке водится рыба.

Барагханское обоо.
с. Барагхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 10 км на юго-запад от с. Барагхан, у подножья горы Бархан-Уула (Бурханай гунгарбаа).

Недалеко от дороги находится субурган высотой около 3 м, построенный в честь великого йогина Соодой ламы. Четыре сахюусена льва, размером 25×25×15 см расположены на углах постамента. Четыре металлических столба с металлическими цилиндрами для пожертвований, увенчанные хурдэ, расположены в метре от углов ступы и соединены цепями. Перед центральной частью субургана находится чаша для совершения обряда кормления голодных духов; перед ней доска для простирания (глубоких поклонов). Место поклонения хозяину Бархан горы.

Название горы Бархан Уула упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Культ Бархан горы является одним из древних в Баргузинской долине. Буряты переняли баргутско-эвенкийский культ горы и частично видоизменили его в связи с проникновением буддизма. По преданию у подножия Бархан горы, располагалось стойбище одного из предков Чингисхана.

Местные жители связывали культ горы с именем знаменитого шамана Солбон Хашхи-нойона из хорчин-монголов. В шаманских призываниях баргузинских бурят его полное имя – Хуандайн хубуун Хашха Бухэ. Позже в ламаистских текстах его имя произносилось как Бархан-Баабай-Балган-Сошого. Согласно тибетским текстам в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков – мест, где живут главные духи. Самое северное из них (Бархан Уула) охраняет буддийское учение с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. В честь этой горы есть большой молебен, написанный на санскрите. По мифологии бурят, Бархан гора – место пребывания Бархан-Баабай и Хажир Саган-нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей, спустившихся на Землю с Неба. На плато Тэнтээхэй перед самой вершиной находится почитаемое с древних времен обоо в честь духа этой горы. Из-за трудностей подъема на вершину утеса шаманистские, а затем и буддийские обряды проводились внизу, где впоследствии был построен Баргузинский (Барагханский) дацан.

Для подъема на эту гору специально приезжают ламы Иволгинского дацана. В их числе 93-летний Шири-лама, котрого на носилках поднимали на Бархан Уулу. С Тэпхээтэй восходящим открывается вид на Баргузинскую долину. Перед тем, как подниматься необходимо «спросить разрешения» ламы в Курумканском дацане.

Инициатором строительства субургана на Барагханском аршане был Эдуард Маланов, выходец из Баргузинской долины, предприниматель из г. Улан-Удэ. Будучи человеком верующим, он часто посещал дацаны, встречался и общался со многими ламами. Так он познакомился с Дондог-ламой из Кижинги. Лама рассказал о разрушенном дацане на Барагханском аршане и о том, что его никто не восстанавливает. С тех пор у Эдуарда Маланов появилась мечта – построить у себя на родине красивый субурган. Хамбо-лама Дамбо Аюшеев дал разрешение на строительство и сказал, что нужно построить субурган у дороги, чтобы люди видели его и получали благословение, поклоняясь ему. После путешествия в Монголию было приобретено все, что следует закладывать в основание ступы.

Ступа в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка». Калмыцкое название ступы – субурган. Строят эти культовые сооружения для накопления благотворной энергии, призванной защищать живые существа. Субурганы возводятся по строгим буддийским канонам, но придать им своеобразие, присущее данной местности – дело строителей.

Ступа Лхабаб (тэнгэриhээ бууhан бурханай субурга) олицетворяет удачу и подавляет все плохое: пьянство, суицид, несчастные случаи, людскую карму. Она приносит плодородие и процветание Баргузинской долине. Аналогов этому объекту нет ни в Бурятии, ни в Монголии. Ступа – это символ пути к просветлению, образ просветленного сознания, это, центр скопления мощной положительной энергии.

В ступу Лхабаб были заложены тысячи глиняных статуэток (они называются «цаца»), молитвы, полное собрание Ганжур (108 томов), святые книги и т.д.

Строение олицетворяет верхние миры круговорота жизни и делится на три части. Нижняя часть – это земная жизнь; средняя, куполообразная с изображением Будды Шакьямуни, – это мир полубогов; верхняя заостренная часть заканчивается знаком сойомбо и символизирует связь с космосом, мир богов. Вокруг ступ всегда образуется защитное поле, которое благотворно не только для всех живых существ, но и для местности, где она сооружена. Обходя ступу, люди настраиваются на позитивный лад, сильная положительная энергия, заключенная в этом буддийском сооружении, благословляет их. 

Буксехенский серебряный аршан.
Курумканский район, Республика Бурятия.

Местность находится недалеко от соединения главной автодороги Баргузин-Курумкан с дорогой из Суво. На расстоянии 5 км от главной автодороги.
Аршан берет начало из-под крутого скального выступа у подножья Баргузинского хребта четырьмя серебристыми студеными ручейками, сливающимися в целебный аршан, окутанный свежим утренним туманом, в одеянии которого вечнозеленая хвоя сосен кажется изумрудной.

Коренные жители издревле приписывали целебные силы не только источнику, но и окружающей природе величественным горам с чудесными сосновыми борами!

Каждый из четырех ключиков аршана несет в себе целебные силы: первый сердечный, средний – «желудочный», третий помогает от «зоба», а четвертый – «глазной».
Характерной особенностью источника является высокое содержание катионов серебра 0,026 мг/дм3, отсюда второе название аршана – «Серебряная вода»!
Ультрапресные холодные воды Буксехенского источника пользуются большой популярностью у местных жителей. У источников действует профилакторий реабилитационного центра района.
Источники обладают уникальными целебными свойствами! Показания для лечения на источниках Буксехена имеют пациенты с заболеваниями: опорно-двигательного аппарата, периферической и центральной нервной системы, органов пищеварения и обмена веществ. Получены хорошие результаты при лечении эндемического зоба. Отдыхающие и лечащиеся после принятия аршана чувствуют повышения аппетита и улучшение самочувствия. Буксехену выдано заключение Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук г. Иркутска, подтверждающее целебные свойства источников и рекомендации для лечения.

Гаргинский источник.
Курумканский район, Республика Бурятия.

Отворот к нему находится возле села Сахули на 424 км автодороги. Расстояние от отворота до курорта 50 км. Проезд к курорту в настоящее время затруднен из-за разрушенного моста через реку Гаргу. Преодолеть реку можно при низком уровне воды вброд. Ранее это был известный в Бурятии курорт, ныне сохранилось несколько корпусов. В настоящее время курорт он почти не функционирует. В реке Гарга водится рыба.
Термальная вода Гаргинского источника выходит из небольшой пещеры, образуя неповторимые узоры из минеральных отложений. Источник показан для лечения болезней костно-мышечной системы, периферической нервной системы, кожных и гинекологических заболеваний. 
Кроме лечебных термальных свойств воды большую популярность источнику создают окружающий горный ландшафт с живописным густым лесом, здоровый чистый воздух и красивая стремительная Гарга со светлой, прозрачной водой.Термальная вода источника относится к горячинскому типу. Температура терм колеблется в широких пределах: от 20 до 76?C.

Гора Бархан – Уула.
с. Барагхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных «сабдаков» - мест, где живут главные духи. Самое северное из них – гора Бархан – уула охраняет буддистское чтение с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. По мифологии бурят, гора Бархан – уула – место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан – нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей спустившихся на землю с неба. На плато Тэптээхэй, перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времен «обо» в честь духа этой горы. Существует легенда, что на этой горе похоронен известный баргутский правитель. Вообще со священной горой связано множество легенд и преданий, в основном религиозного толка.

Шаманские, а затем и буддийские обряды проводились как внизу, так и наверху. Женщины на моления не допускались.

На плато Тэптээхэй расположено крупное каменное обо (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7см), а также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. В 4-6 м к северо-востоку расположена ямка, в которой находится ствол от дробовика 1901 года выпуска, два затвора от старинных ружей, три пики разных размеров, сабля – хортом, бурятских символический знак, изображающий соембо из листового железа. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины.

В 2000 годы обряды возобновились. Ежегодно проводится молебен Барха тахилга. Кроме того, каждый год совершаются паломнические восхождения на вершину горы. 

Дракон (ХЭЭР-ШОШОГО).
Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 24 км от с. Барагхан, местность Шинэгальжин (Курумканский район).

Местность Шинэгальжин расположена в предгорьях Икатского хребта, на высоком берегу высохшей реки Бургали.

Объект представляет собой останец, напоминающий древнеегипетского сфинкса или дракона. Северо-восточный склон останца пологий, остальные – крутые ступенчатообразные.

Люди всегда с удивлением смотрели на это чудо природы и преподносили монеты и рис. Под головой сфинкса была маленькая ниша, где на ящичке стояла статуэтка Будды. Здесь люди оставляли свои подношения.

Существует легенда, что в 1960-х годах строители, приехавшие из Армении, должны были строить каменный зерносклад на Саганурском полевом стане, это в 10 км от Шэнэгэльжина. Для строительства нужны были камни и чтобы везти их было не далеко, они решили взорвать «Хээр-Шошого». По словам местных жителей, все, кто участвовал в этом мероприятии погибли или понесли какой-то существенный урон. В 70-х годах на месте оставляли вещи умерших, можно было видеть много ламских книг.

После взрыва не стало головы у сфинкса и осталась каменная бесформенная глыба. 

Дуган богини Янжимы.
Курумканский район, Республика Бурятия.

К наиболее почитаемым не только в Баргузинской долине, но и по всей Бурятии священным буддийским объектам относится и самопроявившееся на камне изображение Богини Янжимы. Находится каменная скала в 56 км от п. Баргузин по трассе Баргузин-Курумкан. Здесь в мае месяце 2005 года проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе сХамбо-ламой Дамбой Аюшевым, когда они пребывали в этой местности сцелью обнаружения спрятанных в годы репрессий и закрытия Барагханского дацана буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четыре года назад в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы«встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, Хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы«увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах отсебя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал: ни ламы, ни жителисела, ни дровосеки, ни грибники, хотя это место часто посещается ими. Возможно только предположить, что скрытый от людских глаз изображение проявилось именно после чтения мантр или по каким-то особенным причинам, ведомым только свыше. И сегодня чудесный образ танцующей яриктинской богини может лицезреть каждый, желающий увидеть это нерукотворное чудо.

Местные жители говорят, что им давно известна легенда о хозяйке этих мест под именем Небесной женщины. Из поколения в поколение передаются рассказы о том, как видели ее то в облике старухи, то матери с ребенком, то молодой девушки. Богиня Янжима не очень известна вБурятии. Для нее никогда не проводили отдельные хуралы, да и верующие мало, что знают о ней.

Лама-живописец Баир Раднаев рассказал любопытную легенду об этой богине: «Индийское имя богини Янжимы – Сатисвати. В глубокой древности в Индии наряду со священной рекой Ганг почиталась и река Сатисвати. Когда наступило время бездуховности, река ушла под землю и до сих пор течет именно там. Но когда люди снова уверуют в бога, то она вернется на поверхность земли». Проявившийся образ богини Янжимы считается в буддизме покровительницей поэзии, художников, музыкантов. В то же время местные жители считают ее покровительницей семьи, детей: к ней обращаются бездетные женщины, многих из которых она осчастливила материнством.

Буддийские живописцы, которые делали с изображения копию, рассказывают, что среди красок проявившегося образа преобладают природная охра и белила, присутствует желтый пигмент и черные крапинки. Сам камень темно-серого цвета. Образ же богини светлый, радостный, миролюбивый, она танцует.

Место, где проявился образ танцующей богини примечательно также тем, что в начале XX века здесь медитировал известный на весь мир Соодой-лама – четвертый настоятель Барагханского дацана «Гандан ШеДувлин», человек, известный и почитаемый не только жителями Баргузинской долины и Бурятии, но и известный и уважаемый царской семьей и самыми высокопоставленными чиновниками того времени. Соодой-лама обладал сверхъестественными возможностями, даром предвидения. Например, он предсказал появление машин, самолетов и паровозов, а также и крах царской династии в России, он мог свободноходить по воде, летать по воздуху и т.д.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к нашей забайкальской земле. Ведь недаром Бурятия считается сакральной, совершенно уникальной, божественной территорией,где сверхъестественное живет рядом с обыденным, и где Баргузинская долина представляет одну из «жемчужин» ее Байкальского «ожерелья»

Каменные ворота (УУДЭН-ШУЛУУН).
Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 25 км от с. Барагхан Курумканского района (местность Хара-Хошуун, подножье Икатского хребта).

Длина гряды останцов составляет более 70 метров, ширина 15-20 метров. Высота стен 10-15 метров. Почитается как священное место.

С данным объектом у местных жителей связаны легенды, одна из которых гласит: бездетные супруги, пройдя через эти «Каменные ворота», в скором будущем становились счастливыми родителями.

Выше, восточнее «Каменных ворот» возвышается некрутая, плоская зеленая сопка «Баян-Толгой» (с бур. «богатая вершина» или «богатая голова»). На этой горе раньше находился Мунхан – маленькая избушка-молельня. В Мунхане были полки, на которых находились лампады, бурханы, хурдэ и т.д.

Издавна буряты-животноводы с окрестных заимок весной, перед посевом, приходили сюда молиться, просить о сохранении скота, чтобы дома были все здоровы, чтобы был богатый урожай хлеба, сена было вдоволь и т.д. Приносили молочные продукты.  

Краеведческий музей им. Г-Д.Э. Дамбаева в сельском поселении Барагхан.
с. Барагхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Музей находится в здании на территории школы. Имеет шесть залов, в которых представлены тематические выставки: истории Великой Отечественной войны, истории школы, истории народного Барагханского театра, выставка этнографтческих материалов и советской истории Барагхана.

Музей начал создаваться как школьный. В сборе экспонатов и исторических материалов участвовали ученики и учителя Барагханской школы. Со временем фонды музея увеличились, поэтому он был перенесен в отдельное здание. В коллекции представлены: бытовая утварь, религиозные культовые предметы, оставшиеся после разрушения Баргузинского дацана, документы советского времени, письма воинов-фронтовиков, топонимические материалы, описания памятников археологии, религиозных мест и др. 

Курумканский р-н, с. Барагхан, ул. Ленина 55. Барагханская средняя школа

Тел: 8(30149)92296 , 92294

Курумканский дацан «Гандан ше дувлин».
с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 3 км на северо-запад от с. Курумкан.

Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зленой Тары, хозяйственных построек и домиков для ритрита.

В 1818 году в местности Улан Борогол – в восточной части течения р. Боргол, южнее с. Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган. В 1827 году рядом с «Хурдын Сумэ» был построен большой деревянный Цогчен дуган. В 1829 году ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 1837 году Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 гг., ввиду ветхости зданий, было принято решение перенести дацан в местность Сагаан-Нур. Там был заново отстроен весь монастырский комплекс.

В начале XX века Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник.

В 80-90-х годах XX века начали восстанавливаться дацаны по всей Бурятии. В 1990 году был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ с. Курумкан. 15 февраля 1991 года в день Сагаалгана состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин».

В 2000 году по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумкан

Кучигерские термальные источники.
с. Улюнхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 7 км от села Улюнхан, расстояние от курорта до Улан-Удэ 492 км. В селе есть магазины, работает Центр эвенкийской культуры. Здесь есть несколько домиков и жилых корпусов, а также несколько ванных домиков для приема грязевых ванн. Курорт функционирует круглый год. Работает МУП «Курорт Кучигер», телефон: 31-5-49. Недалеко находится лесное озеро, в котором водится мелкая рыба. 

Кучигерская бальнеогрязевая лечебница находиться в 83 км от районного центра с. Курумкан. уникальные источники выходят в живописнейшем месте у подножья Баргузинского хребта. Здравница, раскинувшаяся на южном пологом склоне хребта, постоянно купается в солнечных лучах.

Места многочисленных видов горячих вод заболочены, поэтому по большей части территории лечебницы протянулась сеть дорожек и мостов, среди которых размещены аккуратные домики для приема лечебных ванн. Своего рода единственный в Бурятии городок на сваях. Отдыхающие размещаются в уютных коттеджах. В медицинском кабинетет вам всегда помогут, составят правильный для Вас график приема ванн.Грязи Кучигера обладают целым рядом удивительных свойств, полезных для лечения. Грязь представляет собой пластичную сметанообразную массу черного цвета, нагретую горячим дыханием земли. После процедуры грязевых аппликаций она хорошо смывается с тела. Грязь обладает большой поглотительной способностью, задерживает неповторимость Кучигерского месторожденияКучигер известен далеко за пределами республики. Лечебным грязям Кучигера выдано заключение Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академий медицинских наук г. Иркутска, подтверждающее целебные свойства грязи. Рекомендуется для лечения более 30 болезней, относящихся к следующим группам: болезни костно-мышечной системы; болезни и последствия травм периферической нервной системы; болезни гинекологические; болезни коды.В Кучигере в местах подношения местным духам лежат десятки костылей и носилок исцеленных людей в знак благодарности. Недаром в народе говорят: Кучигер заставляет бегать и годами лежавшего ранее;
Кучигерские источники были описаны в 1910 г. В.К. Котульским. Несколько позже, в 1925 г., их посетил А.В. Николаев, насчитавший 17 выходов терм с температурой воды до 40?C. В дальнейшем источники изучались многими исследователями.
Кучигерские гидротермы выходят у северо-западного борта Баргузинской впадины на правом берегу реки Баргузин в урочище Кучигер. Лечебница находится в 4,5-5 км от с. Улюнхан и в 88 км от районного центра.
Воды Кучигерских терм имеют сульфатно-гидрокарбонатный натриевый состав и содержание сероводорода достигает 29 мг/л. Источники примечательны еще и тем, что термальные воды, проходя через рыхлые почвенные отложения и обогащая их сероводородом, создают значительные запасы лечебной сероводородной грязи. Местное население и приезжие используют грязи для лечения заболеваний костно-мышечной системы, периферической нервной системы, гинекологических и кожных болезней.
В последнее время курорт развивается: построены удобные жилые корпуса, осуществляются бытовые услуги, имеются дома для принятия ванн и грязей. По народным приметам особую целебную силу воды и грязи курорта имеют в пору цветения черемухи.
Кучигерские источники представлены группой родников, в расположении которых намечается две линии. Родники первой линии окаймляют неглубокое (0,2-0,3 м) озеро, дно которого сложено зеленовато-серым илом, покрытым по поверхности зелеными слизистыми водорослями. Температура воды в термах колеблется от 21 до 75°C. Во второй линии насчитывается 10 выходов. Еще один зафиксирован в 0,7 км к юго-западу от основных выходов.

Останцовый скальный памятник «Хээр - Шошого» местность Шулуун - Шэнэгальжин.
Курумканский район, Республика Бурятия.

В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые вполне можно рассматривать как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. К таковым в нашем районе можно отнести останцовые скалы Хэр-шошого и Уудэн - Шулуун. Природа – великолепный ваятель, скульптор и зачастую создает удивительные формы в своих творениях. 

Хэр-шошого и Уудэн-Шулуун представляют собой остатки прежней скалы. Они являются геологическими природными памятниками. Образование этих двух останцовых скал произошло в результате деятельности экзогенных процессов. Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может, быть со страхом на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими. Проезжая мимо путники останавливались у «Хээр-Шошого», смотрели на него, удивлялись, а затем преподносили монеты, кусочки ткани «сэмэлгэ», яства. На восточной стороне этой скалы на самом низу найден пока единственный в Курумканском районе петроглиф конца неолита – бронзы, выполненный красной охрой. Культ священного камня Хэр-шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину. Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друг друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты. На этой же стороне скалы растет одинокий куст черемухи, повязанный и перевязанный разноцветными лоскутками тканей – «сэмэлгэ». У основания черемухи находится жертвенный ящичек, куда опускают монеты, спички, сигареты. У подножия скалы, с южной стороны, на большой каменной площадке имеются следы огромного кострища, на котором сжигались мясо жертвенных баранов, другие угощения, которые приносились в дар богам. По словам старожилов, местность, которая прилегает к скале, считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронений бурятских шаманов. Поэтому можно предположить, что на этой площадке сжигались не только дары богам, но и останки погребаемых шаманов.Со второй половины 80-х годов в связи с распашкой земель в Куйтунской степи и переходом от традиционного кочевого хозяйства к земледелию в Баргузинской долине, вновь стал актуальным культ священных камней. Относиться это и к Хэр-шошого – теперь от него ожидают «покровительства» перед лицом природных явлений, помощи в получении богатого урожая. Обряды жертвоприношения проводятся ежегодно весной (после окончания посевных работ) и осенью (после уборки урожая). Вокруг южного и восточного подножий Хээр-Шошого имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из 60 могильников и 2 сторожевых камней (Баргутские могилы). Раньше обряды проводили шаманы или кузнецы (харар), участие в них женщин исключалось. Ныне обряды проводят буддийские священнослужители (сагаагаар), специально приглашаемые руководством полевых бригад; к этим обрядам женщины допускаются. 

Субурган (ступа) Соодой ламы.
с. Элысун, Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится в 5 км на запад от села Эласун, в 23 км на юг от села Барагхан (по дороге), в местности Нижний Куйтун Курумканского района.

Субурган построен на самой высокой возвышенности северо-восточной части Нижнего Куйтуна, близ места, где родился Соодой лама. Напротив субургана возвышается гора Бархан-Уула, которая как будто охраняет покой Соодой ламы.

Фундамент кирпичный, надгробную чугунную плиту в буддийском исполнении отлили и доставили из Санкт-Петербурга. Прах Соодой ламы замурован в субургу.

В центре ступы находится изображение Соодой ламы. Субурган обращен лицом на юг, пред ним доска для простирании. Высота ступы 5 м. Рядом со ступой находится молельный домик, а в нем – алтарь с изображением Соодой ламы. Размер домика 2×2 м.

Недалеко от домика расположена божница на четырех столбах. Внутри – изображения Соодой ламы, зула, хадаки, глиняные сатса; рядом с божницей расположены хурдэ под двускатной крышей на двух столбах.

Цэдэн Соодоев родился в 1846 г. в с. Элысун. В 7 лет родители отдали его хувараком в Баргузинский дацан. В 1861 г. его, как одного из наиболее успевающих учеников, отправили учиться в Тамчинский дацан в резиденцию Хамбо-ламы. Защитив ученую степень «гэбши», он вернулся в Баргузинский дацан и служил в должности III заместителя настоятеля. В 1881 г. был направлен в Лхасу, учился в духовной академии знаменитого монастыря Балдан-Брейбуч хинд. Там он изучал многие восточные языки.

В 1894 г. Цэдэн Соодоев был избран настоятелем Баргузинского дацана. В 1896 г. в составе делегации баргузинских бурят участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II и был награжден «Большой золотой медалью». В 1908-1914 гг., вместе со своим другом, сподвижником Аранжабой ламой, посетил страны – Индию, Цейлон, Непал, Бутан, Бирму, Японию.

Соодой лама имел широкий круг знаний, в совершенстве владел астрологией (зурхайша эрдэмтэн), методами народной медицины, основанной на тибетских трактатах, бывал в Москве, Санкт-Петербурге; за рубежом он достойно представлял свой народ, его культуру.

Соодой лама имел необыкновенные способности: мог переходить реки по поверхности воды, взбираться на крутые склоны Бархан-Уулы, легонько взлетая при этом, под дождем он оставался сухим и др. Он был признан перерожденцем индийского философа Нагарджуны (II в. н.э.) – основоположника буддийского учения Махаяны.

В апреле 1916 г. Соодой ламы не стало, он умер на 71 году жизни. В 1970-х годах по инициативе Ц.-Б. Х. Эрдыниева жители с. Элысун собрали средства, сложили кирпичный фундамент и поставили на нем чугунный субурган в честь Соодой ламы.

Умхейские горячие источники.
с. Улюнхан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Находится возле пересечения автодороги и реки Баргузин, на речном острове. Здесь есть несколько жилых домиков, на горячем источнике есть ванный домик. Курорт функционирует. Возле курорта река Баргузин образует удобную для причаливания заводь, в этом месте обычно останавливаются туристы, совершающие водные походы. Далее автодорога через брод идет на север Байкала, она доступна только для большегрузных машин повышенной проходимости, населенных пунктов на дороге нет. 

На самом севере Баргузинской долине у створа Баргузинского Икатского хребта на удивительном острове реки Баргузин располагается Курорт Умхэй.

Живописны места острова Умхэй сосновые боры с отдельными куртинами берез, тополей, служат драгоценной оправой небольшому лугу, где во множестве на поверхность выходят термальные источники, образуя лазурный водоем.На острове расположились небольшие уютные коттеджи для отдыхающих, прекрасная столовая в виде юрты, ванные домики. Курорт просто утопает в зелени. По вечерам можно удобно расположиться в беседках или на необыкновенной террасе, нависающей над бурным потоком Баргузина, и любоваться причудливыми скалистыми берегами. Отдыхающие могут заняться рыбной ловлей даже прямо с терассы столовой или совершить головокружительный сплав на катамаранах, посетить заповедник «Джергинский».
По своим лечебным свойствам Умхэйские воды относятся к Кульдурскому типу кремнистых азотных вод, который имеет статус союзного значения. Горячие источники выходят небольшими группами. Всего их обнаружено 146 с температурой выхода от 20 до 60 С.
Умхэйские термальные источники показаны для лечения около 20 различных заболеваний: болезней костно-мышечной системы, остеомиелитов, гинекологических и кожных болезней и последствий травм периферической нервной системы. Благодаря удобным жилым корпусам, живописной природе и целебным свойствам своих вод курорт Умхэй с каждым годом приобретает все большую популярность и становиться известен далеко пределами России.
Умхэй выдано заключение Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академий медицинских наук г. Иркутска, подтверждающие целебные свойства источников и рекомендации для лечения.
На территории Умхэя находятся 146 источников, которые выходят на поверхность семью группами. Основной выход терм размещается на острове и по обоим берегам реки. Термальные воды Умхэя являются гидрокарбонатно-сульфатными натриевыми. Для них характерно высокое содержание фтора, кремнекислоты и сероводорода. Температура воды около 50С, рН щелочная – 9, минерализация 0,42 г/л. Долина реки у источника имеет ширину более 2 км, левый берег ее сложен известняками, правый – гранитоидами.

Сеюйский термальный источник.
с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия.

Отворот к ней находится у заимки Ботоло. Необходимо переехать через мост через реку Баргузин, либо через поселок Майский. Проезд к курорту достаточно сложен из-за трудности ориентирования в лесных дорогах, во многих местах пересекающихся. Вода источника образует здесь озеро. Есть несколько корпусов. В настоящее время курорт почти не функционирует. 
Источник расположенный на левом притоке р. Хахархай образует изумительное озерцо с серебристо – голубым дном в форме человеческой ноги, не замерзающее в самые лютые морозы.
Состав воды: Термальная гидрокарбонатно-сульфатная натриевая, минерализация 0,4 г/л, температура 35- 400С, рН -9, дебит до 15 л/с.
Целебные свойства: Всего показания для лечения на источнике Сею имеют около 20 заболеваний принадлежащих следующим группам: болезни костно-мышечной системы; болезни костей, мышц и сухожилий- остеомиелиты; болезни гинекологические; болезни кожи; болезни и последствия травм периферической нервной системы.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie