Барагханское обоо
Находится в 10 км на юго-запад от с. Барагхан, у подножья горы Бархан-Уула (Бурханай гунгарбаа).
Недалеко от дороги находится субурган высотой около 3 м, построенный в честь великого йогина Соодой ламы. Четыре сахюусена льва, размером 25×25×15 см расположены на углах постамента. Четыре металлических столба с металлическими цилиндрами для пожертвований, увенчанные хурдэ, расположены в метре от углов ступы и соединены цепями. Перед центральной частью субургана находится чаша для совершения обряда кормления голодных духов; перед ней доска для простирания (глубоких поклонов). Место поклонения хозяину Бархан горы.
Название горы Бархан Уула упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Культ Бархан горы является одним из древних в Баргузинской долине. Буряты переняли баргутско-эвенкийский культ горы и частично видоизменили его в связи с проникновением буддизма. По преданию у подножия Бархан горы, располагалось стойбище одного из предков Чингисхана.
Местные жители связывали культ горы с именем знаменитого шамана Солбон Хашхи-нойона из хорчин-монголов. В шаманских призываниях баргузинских бурят его полное имя – Хуандайн хубуун Хашха Бухэ. Позже в ламаистских текстах его имя произносилось как Бархан-Баабай-Балган-Сошого. Согласно тибетским текстам в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков – мест, где живут главные духи. Самое северное из них (Бархан Уула) охраняет буддийское учение с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. В честь этой горы есть большой молебен, написанный на санскрите. По мифологии бурят, Бархан гора – место пребывания Бархан-Баабай и Хажир Саган-нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей, спустившихся на Землю с Неба. На плато Тэнтээхэй перед самой вершиной находится почитаемое с древних времен обоо в честь духа этой горы. Из-за трудностей подъема на вершину утеса шаманистские, а затем и буддийские обряды проводились внизу, где впоследствии был построен Баргузинский (Барагханский) дацан.
Для подъема на эту гору специально приезжают ламы Иволгинского дацана. В их числе 93-летний Шири-лама, котрого на носилках поднимали на Бархан Уулу. С Тэпхээтэй восходящим открывается вид на Баргузинскую долину. Перед тем, как подниматься необходимо «спросить разрешения» ламы в Курумканском дацане.
Инициатором строительства субургана на Барагханском аршане был Эдуард Маланов, выходец из Баргузинской долины, предприниматель из г. Улан-Удэ. Будучи человеком верующим, он часто посещал дацаны, встречался и общался со многими ламами. Так он познакомился с Дондог-ламой из Кижинги. Лама рассказал о разрушенном дацане на Барагханском аршане и о том, что его никто не восстанавливает. С тех пор у Эдуарда Маланов появилась мечта – построить у себя на родине красивый субурган. Хамбо-лама Дамбо Аюшеев дал разрешение на строительство и сказал, что нужно построить субурган у дороги, чтобы люди видели его и получали благословение, поклоняясь ему. После путешествия в Монголию было приобретено все, что следует закладывать в основание ступы.
Ступа в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка». Калмыцкое название ступы – субурган. Строят эти культовые сооружения для накопления благотворной энергии, призванной защищать живые существа. Субурганы возводятся по строгим буддийским канонам, но придать им своеобразие, присущее данной местности – дело строителей.
Ступа Лхабаб (тэнгэриhээ бууhан бурханай субурга) олицетворяет удачу и подавляет все плохое: пьянство, суицид, несчастные случаи, людскую карму. Она приносит плодородие и процветание Баргузинской долине. Аналогов этому объекту нет ни в Бурятии, ни в Монголии. Ступа – это символ пути к просветлению, образ просветленного сознания, это, центр скопления мощной положительной энергии.
В ступу Лхабаб были заложены тысячи глиняных статуэток (они называются «цаца»), молитвы, полное собрание Ганжур (108 томов), святые книги и т.д.
Строение олицетворяет верхние миры круговорота жизни и делится на три части. Нижняя часть – это земная жизнь; средняя, куполообразная с изображением Будды Шакьямуни, – это мир полубогов; верхняя заостренная часть заканчивается знаком сойомбо и символизирует связь с космосом, мир богов. Вокруг ступ всегда образуется защитное поле, которое благотворно не только для всех живых существ, но и для местности, где она сооружена. Обходя ступу, люди настраиваются на позитивный лад, сильная положительная энергия, заключенная в этом буддийском сооружении, благословляет их.