Исторически на территории района получили развитие три религии: буддизм, православие и шаманизм.
С незапамятных времён здесь полновластно преобладало язычество – «хара шажан». И по сей день люди обращаются к шаманам по разным жизненным вопросам. В начале ХIX века в долину начинают почти одновременно проникать буддизм и православие. Первая буддийская часовня была основана в местности Борогол (Баргузинский район) в 1818 году. В 1861 году Баргузинский дацан был перенесён в местность Саган-нур. В 1916 дацан перенесли непосредственно к подножию Бархан-Уулы. На месте первого дацана сохранилась часть Субургана, Саганурский дацан был превращен в 30-е годы в маслозавод. Здание в видоизменённом состоянии сохранилось, ламский поселок и здание Барагханского дацана были разобраны на нужды колхоза.
На рубеже 19-20 веков ширетуем Баргузинского дацана был избран Соодой лама ( в миру Цыден Соодоев). Он считается перерожденцем (земным воплощением) великого буддийского философа, подвижника Нагарджуны, жившего в Индии во втором веке нашей эры. С 1881 года по 1886 год он получал образование в Тибете в монастыре Брайбун. Жители Баргузинской долины его почтительно называли «Ундэр ламхай» – «Высокий учитель». В памяти народа по сей день Содой лама остался великим человеком, умеющим предсказывать будущее, творить чудеса и в то же время быть бескорыстным и приветливым в обращении с простыми людьми.
Распространение православия в Курумкане связано с переселением кударинских бурят после землятрясения 1861 года, когда их земли ушли на дно озера Байкал (Саганская степь). Земли в Баргузинской долине они получили непосредственно в связи с принятием православия. Курумканско-Гаргинская Троицкая миссионерская церковь была построена в 1884 году. При церкви действовала церковно-приходская школа. В 1939 году храм был ликвидирован, здание превратили в клуб. С началом возрождения духовности в 90-е годы ХХ века все эти направления религии вернулись к жизни, получили распространение и активно развиваются.
В 90-е годы прошлого века по инициативе общественности начинается возрождение буддийских традиций и восстановление храма. Нынешний дацан находится близ села Курумкан.Здесь с 1996 года действовал Всероссийский международный медитативный ретритный центр по инициативе тибетского ламы – подвижника Геше Джампа Тинлея, и не случайно сюда приезжают Джецун Дамба Хутукта 19 (Богдо Гэгэн) и другие высокие духовные лица со всех концов России. Достопочтимый Геше Джампа Тинлей выбрал Курумкан как ретритный центр прежде всего, как родину знаменитого йогина Соодой лама. Кроме того, вся природа долины, расположение гор способствует достижению внутренней гармонии людей, избравших нелёгкий путь духовного совершенства. Курумкан получил название малого Тибета. На сегодняшний день, буддийские ступы построены в местностях Аргада, Иликчин, Баян-Толгой, Барагхан, Угнасай, Элэсун, Улюнхан, Дырен.
RELIGIONS
Historically, three religions have developed in the area: Buddhism, Orthodox Christianity and Shamanism. From time immemorial, paganism, the Hara Shajan, has prevailed here. To this day, people turn to shamans for all sorts of matters in life. At the beginning of the 19th century, Buddhism and Orthodox Christianity began to appear in the valley almost simultaneously. The first Buddhist chapel was founded in the area of Borogol (Barguzinsky region) in 1818. In 1861 the Barguzinsky datsan was relocated to the Sagan-nur locality. In 1916 the datsan was moved directly to the foot of Barkhan-Uuly. At the place of the first datsan a part of Suburgan has survived, Sagan-nur datsan was transformed into an oil factory in 30th years. The building has survived in a modified state, the Lama village and the building of Baraghan datsan were dismantled for the needs of the collective farm.
At the turn of the 19th-20th centuries a lama named Soodoi (aka Tzyden Soodoev) was elected the shiretui of Barguzinsky datsan. He is considered to be a reincarnation (an earthly embodiment) of the great Buddhist philosopher and ascetic Nagarjuna who lived in India in the second century A.D. From 1881 to 1886 he was educated in Tibet at the Braibun Monastery. The people of the Barguzin valley respectfully called him "Undar Lamkhai", "The High Teacher". In people's memory Soodoi Lama is to this day a great man able to foretell the future, to perform miracles and at the same time to be disinterested and amiable in his treatment of common people.
The spread of Orthodoxy in Kurumkan is connected to the resettlement of the Kudari Buryats after the earthquake in 1861, when their lands went to the bottom of Lake Baikal (the Sagan steppe). They received lands in the Barguzin valley directly in connection with the conversion to Orthodoxy. The Trinity missionary church of Kurumkan-Garginsky was built in 1884. A parochial school was functioning at the church. In 1939 the church was liquidated and the building was turned into a club. With the beginning of revival of spirituality in 90s of the XX century all these religious directions came back to life, were spread and are actively developing.
In the 90s of the last century the revival of Buddhist traditions and the restoration of the temple started as a result of public initiative. The present datsan is situated near the village of Kurumkan. Since 1996 the All-Russian International Meditation Retreat Centre has operated here on the initiative of the Tibetan lama, the ascetic Geshe Jampa Tinley, and it is not by chance that Dzhetsun Damba Hutukta 19 (Bogdo Gegen) and other high spiritual leaders from all over Russia come here. Venerable Geshe Jampa Tinley chose Kurumkan as a retreat centre first of all as a birthplace of the famous yogi Soodoy lama. In addition, the whole nature of the valley and the location of the mountains contribute to the inner harmony of people who have chosen the difficult path of spiritual perfection. Kurumkan was given the name of Little Tibet. Today, Buddhist stupas have been built in the areas of Argada, Ilikchin, Bayan Tolgoi, Baraghan, Ugnasai, Elesun, Ulyunkhan and Dyren.